Ден Браун

lost_symbol


Спілка анонімних читачів Дена Брауна


Previous Entry Share Next Entry
Ключ - масонский символ
fidebra wrote in lost_symbol
  Как только Адам выбросил огрызок первого, занесённого в «Красную книгу», плода, на него сошло обещанное просветление мозгов, и он налепил фиговый листок на причинное место, создав тем самым один из первых символов – символ одежды. С тех пор человечество шагнуло далеко вперёд, но одним из основных завоеваний разума стало умение понимать скрытый смысл знаков и желание отобразить в них суть вещей. Так, глядя на очертания обычной буквы М, даже не слишком сведущий человек понимает, что перед ним: вход в метро, мужской туалет или условно-съедобная обжираловка.
Среди древнейших символов, изобретённых людьми, особое место занимает ключ. Судьба его воистину парадоксальна, поскольку знак появился раньше, чем были изобретены первые замки. Идея о том, что всё открытое можно закрыть и наоборот, витала в воздухе, лишь ожидая своего воплощения. Желая оградить себя от древних альпинистов, боги-олимпийцы отгрохали своё незримое жилище не совсем в этом мире, и чтобы их бог на побегушках – Гермес – не маялся с переходом, снабдили его универсальной отмычкой, известной ныне под названием Кадуцей.

 Возможно, из-за частого общения людей именно с этим богом, в их глазах он стал носителем и покровителем тайного знания, а образ ключа как символа тайны прочно укоренился в человеческих головах. Недаром же, по сей день бытуют выражения вроде «ключ к шифру». С ключом, вернее, парой ключей, уже в римскую эпоху, изображался бог Порога – Двуликий Янус, закрывавший старый год и открывавший новый.
,
 Ключ был атрибутом и мрачной богини Гекаты – как символ мистический тайн и задач, требующих особого решения, а также средств для исполнения заданного.
Появление замков значительно облегчило и расширило эмблематику ключа. Он, наконец, приобрёл известную нам форму и тут же породнился с ещё одним древним символом – так называемым коптским крестом – Анкхом. На древнеегипетских фресках бог Солнца Атон в своих живительных лучах протягивает его фараону – как знак власти над жизнями подданных. Этот Т-образный крест, увенчанный петлёй и именуемый «Ключ Нила» или «Ключ Жизни», был одним из древнейших египетских символов и означал, ни более и ни менее, как жизнь и бессмертие. Недаром же ключ и замочная скважина по сей день являются отчётливым эротическим символом, в соединении означая открытие новой жизни. Ранними христианами символ ключа был переосмыслен как знак вечной жизни, подаренной человеку, благодаря жертвенной смерти Спасителя. Близкое к этому значение приобрёл ключ в христианской

символике Средневековья. Так, апостола Петра и его наместника папу римского стало принято изображать с ключом, а чаще – двумя.

 Эти знаки символизировали власть – освобождающую и связывающую, возможность отпущения грехов и неотвратимость наказания для нераскаявшихся.

Часто можно видеть ключ и в изображениях картины Судного дня. Там он служит своим прямым функциям: по окончанию процесса Господь запрёт ключом врага рода человеческого «на тысячу лет в колодце бездны». Во всяком случае, так гласит Апокалипсис (20.1).
Однако, и помимо запирания нечисти в колодце у ключа было вполне реальное приземлённое назначение. Оно тоже нашло своё отражение в эмблематике: так, скажем, ключ в городском гербе мог означать независимость данного населённого пункта от соседнего феодала. Другими словами ― ключи от города находятся в городе.  Мог он также подчёркивать важное стратегическое расположение крепости. Ключ от города стал одним из ценнейших призов для военачальника, влюблённые без устали искали ключ от сердца предмета своего обожания, а связка ключей на поясе недвусмысленно свидетельствовала, что хозяину их есть что открывать. Вдобавок к этому, ключи указывали на высокое положение их носителя – в Европе существовало даже звание «камергер с ключом», т. е. дворцовый чиновник, имевший право входить, практически, во все помещения резиденции правителя. Господство и власть, о которых говорили нарисованные, вышитые, гравированные и так далее ключи, стали достаточным основанием, чтобы масоны начали использовать эти знаки в пирамиде своего тайного общества. Здесь ключ, как принято во всех культурах, несущих тайные знания, за вполне земным скрывал своё высшее – трансцедентальное – значение.
 
В первом случае он изображался в эмблемах мастеров лож и казначеев, во втором – ключи в количестве трёх штук представляли знание, заключённое в инициации. Первый ключ – серебряный – символизировал то, чего нужно достичь психологическими усилиями. Второй – золотой – относился к философской мудрости, божественному познанию. Третий – алмазный – наделял силой действия. Приобщиться к ключам, значит сделать первый шаг к поиску сокровищ Истины, которые станут доступны лишь после перенесённых трудностей и невзгод. 
В ключе, изображённом на иллюстрации к книге Дэна Брауна среди прочей масонской атрибутики присутствует буква G, смысл которой, похоже, для самих масонов остаётся загадкой. Они её толкуют то началом слова гносис (греч. знание, учение), то обозначением геометрии… Возможно это готт (нем. бог), а може и глуар (фр. слава), однако же, подобное изображение имеет большое визуальное сходство с ключом-талисманом, популярным среди каббалистов.  


В язычке ключа видна прорезная буква ивритского алфавита бет, означающая божественность и созидание. Учитывая, что Господь бог, по мнению самих масонов, был первым созидателем и строителем, это сходство не кажется случайным.
Будем же надеяться, что ключ на обложке книги Дэна Брауна
   
не обманет ожиданий и действительно откроет читателю что-то новое, жизненно важное, тайное и, хотелось бы верить, божественное. 
 

Влaдимиp Cвepжин
2010г.
 

?

Log in